Задачи музыкального развития

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

      Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

 

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. 

         Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
     Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.


Целевые ориентиры художественно – эстетического воспитания и развития

детей по ФГОС ДО



Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- различать высоту звуков (высокий -низкий);

- узнавать знакомые мелодии;

- вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы;

- двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой;

- выполнять простейшие движения;

- различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.


Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

ребенок эмоционально вовлечен в музыкальные действия.

- слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;

- различать звуки по высоте (октава);

- замечать динамические изменения (громко-тихо);

- петь не отставая друг от друга;

- выполнять танцевальные движения в парах;

- двигаться под музыку с предметом.


Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность.

- слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;

- узнавать песни, мелодии;

- различать звуки по высоте (секста-септима);

- петь протяжно, четко поизносить слова;

- выполнять движения в соответствии с характером музыки»

- инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;

- играть на металлофоне


Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями.



- различать жанры в музыке (песня, танец, марш);

- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

- узнавать произведения по фрагменту;

- петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом;

- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;

- самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения;

- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу;

- играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.


Целевые ориентиры по ФГОС ДО

Ребенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями.

- узнавать гимн РФ;

- определять музыкальный жанр произведения;

- различать части произведения;

- определять настроение, характер музыкального произведения;

слышать в музыке изобразительные моменты;

- воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне;

- сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);

- выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;

- передавать несложный ритмический рисунок;

- выполнять танцевальные движения качественно;

- инсценировать игровые песни;

- исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.


Целевые ориентиры по ФГОС ДО

ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности.




Пение

Ценностно-целевые ориентиры: развитие репродуктивных компонентов музыкального слуха; развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия детской вокальной культуры.

Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- вызывать активность детей при подпевании и пении;

- учить внимательно слушать песню;

- развивать умение подпевать фразы в песне (совместно со взрослым);

- постепенно приучать к сольному пению.

Целевые ориентиры ( по ФГОС)

- проявляет интерес к песням.

- способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне РЕ (МИ) - ЛЯ (СИ);

- учить пень в одном темпе со всеми;

- чисто, ясно произносить слова;

- передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Целевые ориентиры ( по ФГОС)

- проявляет интерес к песням, эмоционально откликается на них.

- обучать выразительному пению;

- формировать умению петь протяжно (РЕ – СИ1);

- развивать умение брать дыхание;

- способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно;

- учить петь с инструментальным сопровождением и акапельно (с помощью взрослого).

Целевые ориентиры( по ФГОС)

- ребенок откликается на музыку разных песен, проявляет интерес к пению.

- формировать умение петь легкими звуком в диапазоне РЕ1 – до2; брать дыхание перед началом песни, эмоционально передавать характер мелодии;

- соблюдать динамику в пении (умеренно, громко, тихо);

- развивать сольное пение с аккомпанементом и без него;

- содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера;

- развивать музыкальный вкус (создавать фонд любимых песен).

Целевые ориентиры ( по ФГОС) – ребенок обладает элементарными музыкальными представлениями

- совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию;

- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;

- учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы;

- чисто артикулировать;

- закреплять умения петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с аккомпанементом и без него.

Целевые ориентиры ( по ФГОС)

- у ребенка складываются предпосылки музыкальной грамотности.


Музыкально-ритмические движения


Ценностно-целевые ориентиры: развитие перцептивного ритмического компонента музыкального слуха; становление эстетического отношения к восприятию и воспроизведению движений под музыку.


Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;

- воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым;

- учить начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой;

- передавать художественные образы;

- совершенствовать умения ходить и бегать; выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную.

- учить двигаться соответственно 2-х частной форме музыки;

- совершенствовать основные виды движений (ходьба, бег);

- улучшать качество танцевальных движений;

- развивать умения выполнять движения в паре;

- эмоционально передавать игровые и сказочные образы;

- формировать навыки ориентировки в пространстве.

- продолжать формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

- совершенствовать танцевальные движения, расширять их диапазон;

- обучать умению двигаться в парах в танцах, хороводах;

- выполнять простейшие перестроения;

- продолжать совершенствовать навыки основных движений.

- развивать танцевальное творчество: учить придумывать движения к танцам, проявляя оригинальность и самостоятельность;

- учить импровизировать движения разных персонажей;

- побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

- способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений;

- продолжать учить выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;

- знакомить с особенностями национальных плясок и бальных танцев;

- развивать танцевально-игровое творчество;

- формировать навыки художественного исполнения разных образов в песнях, танцах, театральных постановках.


Игра на детских музыкальных инструментах


Ценностно-целевые ориентиры: развитие исполнительского творчества; реализация самостоятельной творческой деятельности.


Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен;

- учить играть на погремушке громко-тихо, медленно-быстро.

- знакомить с дудочкой, металлофоном, барабаном, с их звучанием;

- способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских музыкальных инструментах..

- формировать умения подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, других ударных инструментах;

- четко передавать простейший ритмический рисунок.

- учить исполнять на музыкальных инструментах простейшие песенки индивидуально и в группе;

- развивать творчество детей;

- побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

- знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке;

- учить играть на металлофоне, ударных инструментах (русских народных);

- исполнять музыкальные произведения в оркестре, ансамбле.