ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.
Целевые ориентиры художественно – эстетического воспитания и развития
детей по ФГОС ДО
Группа раннего возраста |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
- различать высоту звуков (высокий -низкий); - узнавать знакомые мелодии; - вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы; - двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой; - выполнять простейшие движения; - различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок эмоционально вовлечен в музыкальные действия. |
- слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни; - различать звуки по высоте (октава); - замечать динамические изменения (громко-тихо); - петь не отставая друг от друга; - выполнять танцевальные движения в парах; - двигаться под музыку с предметом. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность. |
- слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; - узнавать песни, мелодии; - различать звуки по высоте (секста-септима); - петь протяжно, четко поизносить слова; - выполнять движения в соответствии с характером музыки» - инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; - играть на металлофоне Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями. |
- различать жанры в музыке (песня, танец, марш); - звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); - узнавать произведения по фрагменту; - петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом; - ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; - самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения; - самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу; - играть мелодии на металлофоне по одному и в группе. Целевые ориентиры по ФГОС ДО Ребенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями. |
- узнавать гимн РФ; - определять музыкальный жанр произведения; - различать части произведения; - определять настроение, характер музыкального произведения; слышать в музыке изобразительные моменты; - воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне; - сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка); - выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа; - передавать несложный ритмический рисунок; - выполнять танцевальные движения качественно; - инсценировать игровые песни; - исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии. Целевые ориентиры по ФГОС ДО ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности. |
Пение
Ценностно-целевые ориентиры: развитие репродуктивных компонентов музыкального слуха; развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия детской вокальной культуры.
Группа раннего возраста |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
- вызывать активность детей при подпевании и пении; - учить внимательно слушать песню; - развивать умение подпевать фразы в песне (совместно со взрослым); - постепенно приучать к сольному пению. Целевые ориентиры ( по ФГОС) - проявляет интерес к песням. |
- способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне РЕ (МИ) - ЛЯ (СИ); - учить пень в одном темпе со всеми; - чисто, ясно произносить слова; - передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). Целевые ориентиры ( по ФГОС) - проявляет интерес к песням, эмоционально откликается на них. |
- обучать выразительному пению; - формировать умению петь протяжно (РЕ – СИ1); - развивать умение брать дыхание; - способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно; - учить петь с инструментальным сопровождением и акапельно (с помощью взрослого). Целевые ориентиры( по ФГОС) - ребенок откликается на музыку разных песен, проявляет интерес к пению. |
- формировать умение петь легкими звуком в диапазоне РЕ1 – до2; брать дыхание перед началом песни, эмоционально передавать характер мелодии; - соблюдать динамику в пении (умеренно, громко, тихо); - развивать сольное пение с аккомпанементом и без него; - содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера; - развивать музыкальный вкус (создавать фонд любимых песен). Целевые ориентиры ( по ФГОС) – ребенок обладает элементарными музыкальными представлениями |
- совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию; - закреплять практические навыки выразительного исполнения песен; - учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; - чисто артикулировать; - закреплять умения петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с аккомпанементом и без него. Целевые ориентиры ( по ФГОС) - у ребенка складываются предпосылки музыкальной грамотности. |
Музыкально-ритмические движения
Ценностно-целевые ориентиры: развитие перцептивного ритмического компонента музыкального слуха; становление эстетического отношения к восприятию и воспроизведению движений под музыку.
Группа раннего возраста |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; - воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым; - учить начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой; - передавать художественные образы; - совершенствовать умения ходить и бегать; выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную. |
- учить двигаться соответственно 2-х частной форме музыки; - совершенствовать основные виды движений (ходьба, бег); - улучшать качество танцевальных движений; - развивать умения выполнять движения в паре; - эмоционально передавать игровые и сказочные образы; - формировать навыки ориентировки в пространстве. |
- продолжать формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; - совершенствовать танцевальные движения, расширять их диапазон; - обучать умению двигаться в парах в танцах, хороводах; - выполнять простейшие перестроения; - продолжать совершенствовать навыки основных движений. |
- развивать танцевальное творчество: учить придумывать движения к танцам, проявляя оригинальность и самостоятельность; - учить импровизировать движения разных персонажей; - побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов. |
- способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений; - продолжать учить выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; - знакомить с особенностями национальных плясок и бальных танцев; - развивать танцевально-игровое творчество; - формировать навыки художественного исполнения разных образов в песнях, танцах, театральных постановках. |
Игра на детских музыкальных инструментах
Ценностно-целевые ориентиры: развитие исполнительского творчества; реализация самостоятельной творческой деятельности.
Группа раннего возраста |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
- различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен; - учить играть на погремушке громко-тихо, медленно-быстро. |
- знакомить с дудочкой, металлофоном, барабаном, с их звучанием; - способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских музыкальных инструментах.. |
- формировать умения подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, других ударных инструментах; - четко передавать простейший ритмический рисунок. |
- учить исполнять на музыкальных инструментах простейшие песенки индивидуально и в группе; - развивать творчество детей; - побуждать детей к активным самостоятельным действиям. |
- знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке; - учить играть на металлофоне, ударных инструментах (русских народных); - исполнять музыкальные произведения в оркестре, ансамбле. |